О школе
Школа в Черемушкино появилась в 1896 году. Была она церковно-приходской. Обучалось в ней от десяти до пятнадцати человек. Обучение длилось шесть-семь месяцев, учились только в зимнее время. Изучали закон Божий, грамоту и арифметику.После выделения в 1908 году из Боровлянской волости Талицкой, центром которой стало с. Черемушкино, в нем было открыто училище гражданского ведомства - государственная начальная школа, обучение в которой длилось два года. В 1911 году учителем в нее был направлен Богатырев Кузьма Петрович. Родился он в 1889 году в с. Богдановском Оренбургской губернии в семье крестьянина, когда мальчику было шесть лет, их семья переехала в Сибирь, сначала в Тобольскую, потом в Томскую губернию. После нескольких переездов они обосновались на территории Алтайского горного округа
История школы
Школа в Черемушкино появилась в 1896 году. Была она церковно-приходской. Обучалось в ней от десяти до пятнадцати человек. Обучение длилось шесть-семь месяцев, учились только в зимнее время. Изучали закон Божий, грамоту и арифметику.
После выделения в 1908 году из Боровлянской волости Талицкой, центром которой стало с. Черемушкино, в нем было открыто училище гражданского ведомства - государственная начальная школа, обучение в которой длилось два года. В 1911 году учителем в нее был направлен Богатырев Кузьма Петрович. Родился он в 1889 году в с. Богдановском Оренбургской губернии в семье крестьянина, когда мальчику было шесть лет, их семья переехала в Сибирь, сначала в Тобольскую, потом в Томскую губернию. После нескольких переездов они обосновались на территории Алтайского горного округа. Отец и старшие братья работали на Егорьевском руднике, а Кузьма учился в школе. Летом вместе с братьями работал на руднике или пас коров. В 1902 году отец отправил его в Ордынское (в настоящее время райцентр в Новосибирской области) в училище Министерства народного образования. После его окончания Кузьма Петрович два года проработал в Новокраюшкинской школе, а затем поступил в учительскую семинарию в селе Павловском. Обучение в семинарии длилось три года. Преподавательскую работу в них вели наиболее опытные и высокообразованные специалисты. Будущие учителя изучали закон Божий, русский язык, церковнославянский, арифметику, геометрию, физику, историю, географию, естествознание, чистописание, рисование, черчение, гимнастику, пение, ручной труд и основы педагогики. При учительских семинариях были начальные училища, где семинаристы проходили педагогическую практику. Таким образом, семинарии обеспечивали довольно высокий уровень профессионально- педагогической подготовки. Обучение в семинарии и опыт, полученный в Новокраюшкинской школе, позволили Кузьме Петровичу добиваться хороших результатов в работе, тем самым заслужить благодарности от властей, авторитет у учеников и их родителей. В Черемушкино он работал 16 лет до 1927 года. До революции Кузьма Петрович был единственным учителем в селе. Детей тогда обучалось мало. Так в 1917 году в школе было всего 48 учеников, что составляло лишь 5 % от всех детей школьного возраста проживающих в селе. (Залесовское Причумышье стр. 62)
В первые годы Советской власти положение с грамотностью в селе практически не изменилось. Хозяйственная разруха после первой мировой войны, гражданская война отодвинули проблему образования на второй план, хотя все эти годы школа в Черемушкино не прекращала своей работы. Клавдия Геннадьевна Панкова вспоминала, что в года Гражданской войны их учитель Стаценко Василий Петрович приходил на уроки с винтовкой. Когда в округе появлялись колчаковцы или роговцы, его вызывали, и он прямо с уроков уходил иногда на несколько дней. После окончания Гражданской войны началась работа по ликвидации неграмотности. Особенно активной она была с конца двадцатых до середины тридцатых годов прошлого столетия. Школа в Черемушкино стала трехклассной, появились пункты по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Те, кто учился в те годы в школе, кроме Кузьмы Петровича Богатырева вспоминают еще Леоненко Пантелея Ефимовича.
В середине двадцатых годов школа разместилась в здании волости (это «маленькая школа»), В 1931 году из конфискованных кулацких домов было построено еще одно здание на 5 или 6 классных комнат. Находилось оно там, где сейчас дом Борисова Виктора Яковлевича. Школа стала неполной средней и называлась Школа колхозной молодежи (ШКМ). Директором школы был назначен Хвостов Алексей Васильевич, член ВКП (б) с января 1920 года, студент 2 курса АКВ имени Крупской, Его жена преподавала русский язык и литературу, математику вела Авраменко Валентина Сергеевна. Учителем начальных классов работала Плотникова Мария Григорьевна. Работать приходилось в сложных условиях: не хватало школьного оборудования, учебников, пособий, классы были переполнены, разница в возрасте учеников одного класса была 3-5 лет. Непростой была социально-политическая обстановка в селе. Учителей со специальной подготовкой было немного. При назначении на работу к учителю предъявлялись следующие требования: грамотность не менее 6 групп современной школы или 4 дореволюционной, учитывался политический уровень знаний и общественная работа. Кандидаты направлялись на краткосрочные двухмесячные учительские курсы, после чего приступали к работе. Иногда в школе работали даже те, кто таких курсов не заканчивал. Так, например, некоторое время учителем был Харитон Изосимович Афанасьев, один из первых коммунистов села, участник Гражданской войны.
- В 1932 году в школу пришла Симонова Вера Тимофеевна, о которой до сих пор с благодарностью вспоминают бывшие ученики. Родилась она в 1905 году, закончила 4 класса женской гимназии и педагогические курсы. Учительствовать начала в Думчевской школе в 1930 году Природный ум, педагогическая одаренность, воспитанность, высокие моральные качества способствовали тому, что она с первых лет своей деятельности заслужила любовь учащихся, уважение родителей, коллег и стала отличным педагогом. В 1949 году она была награждена медалью «За трудовую доблесть». В Указе о награждении было написано: «За безупречный, добросовестный и долголетний труд». Работала Вера Тимофеевна учителем начальных классов, несколько лет была заведующей учебной части. В Черемушкинской школе она трудилась до 1953 года.
В 1935 году Алексей Васильевич Хвостов был переведен в Залесово, редактором районной газеты «Залесовская правда». Директором школы стал Суслов Иван Николаевич. В то же время в школе работали Беляков Иван Николаевич, Денисов Василий Кузьмич. В 1938 году было 12 учителей, но только 7 из них имели специальное педагогическое образование.
С 1935 года школа начала выпускать учеников со свидетельством о неполном (семилетием) среднем образовании. Большая группа первых выпускников поступила в Барнаульский педагогический техникум (Глушков Иван Васильевич, Суслов Федор Николаевич, Алагаков Иван Илларионович, Недосеков Александр Иванович), а некоторые сразу после окончания школы стали работать в школах района, как, например, Колесников Николай
В 1937 году в школе был произведен набор учащихся в 8 класс. Обучение было платным, однако желающие учиться нашлись. В 1940 году девять учеников из этого набора закончили десять классов. Однако экзамены им пришлось сдавать в Залесово, потому что в нашей школе не хватало учителей со специальным образованием, чтобы создать экзаменационные комиссии. Летом того же года Иван Николаевич Суслов поступил в военное училище и директором школы стал его брат, Федор Николаевич.
На начало 1940-41 учебного года в школе обучалось 319 учеников. Распределялись они по классам следующим образом:
1-ый - 26 человек, 2-ый - 35 человек, 3-ий- 43 человека, 4 -ый- 47 человек, 5 -ый - (2 комплекта) - 74 человека, 6-ой - 28 человек, 8-ой - 35 человек, 9-ый - 19 человек. В десятый класс не набралось достаточного количества учеников, поэтому нескольким учащимся пришлось оканчивать школу в Залесово. Учителями в тот год работали: Суслова Мария Николаевна, Серебренников Яков Яковлевич, Плотникова Мария Григорьевна, Симонова Вера Тимофеевна, Пьянзин Яков Андреевич, Шайтанова Вера Евгеньевна, Круглова Вера Ивановна, Борисов Андрей Агеевич, Лесникова Мария Ивановна, Околенова Клавдия Васильевна, Рябова Татьяна Петровна, Сорокина Агафья Никитична, Краев Василий Дмитриевич, Стаханова Мария Григорьевна, Шабурова Мария Васильевна, Степанов Никифор Степанович. (Архив Администрации Черемушкинского сельсовета Ф. 71 Д.Оп.1 св.49)
Года Великой Отечественной войны - особая страница в истории школы. На фронт были мобилизованы учителя - мужчины: Пьянзин Яков Андреевич, Краев Василий Дмитриевич, Суслов Федор Николаевич, Степанов Никифор Степанович и пришедшие в начале войны Присмотров Иван Васильевич, Ланцовы Тимофей Кириллович и Прокопий Кириллович. Трое последних и Краев Василий Дмитриевич погибли.
Ушедших на фронт мужчин заменили эвакуированные из западных районов (в основном из Ленинграда) это были высокообразованные, культурные женщины. Верховская Софья Григорьевна преподавала географию, Муссил Серафима Григорьевна - физику, Антонова Мария Антоновна - химию. Протоцкая Сафиста Станиславовна стала школьным библиотекарем. После ухода на фронт Суслова Федора Николаевича директором стала Пушкарева Анна Ефимовна. Все свое свободное время эти женщины отдавали школе: организовали драмкружок, готовили спектакли, как по произведениям классиков, так и на военные либо революционные темы. Они были активными участниками художественной самодеятельности В школе введена военная подготовка. Вели ее вернувшиеся после ранения Елизаров Василий Михайлович и Гук Иван Иванович. В 1943 году в школу пришел и стал ее директором тоже бывший фронтовик Мельников Василий Харитонович
После отъезда из села эвакуированных школа пополнилась молодыми кадрами. Пришли после окончания педучилища либо педагогических курсов Серебренниковы Фаина и Полина - дочери Якова Яковлевича Серебренникова, Пушкарева Ефимия Ефимовна, Симонова Нина Павловна.
Учиться и учить в годы Великой Отечественной войны было очень трудно. Не хватало бумаги, писали на старых книгах, газетах, оберточной бумаге. Ручки делали сами. Чернила нередко заменял сок красной свеклы. Электрического освещения не было, пользовались керосиновой лампой, которая еле светила. Керосин приходилось экономить, поэтому порой уроки проводились в полутьме. Отопление было печное. Дрова готовили все вместе: и родители, и ученики, и учителя. Вместе с учениками учителя оказывали помощь колхозам в сельскохозяйственных работах. Работы эти продолжались до глубокой осени. У многих детей не было подходящей одежды и обуви, особенно зимней. Поэтому в некоторых семьях дети ходили в школу по очереди, а некоторые и вовсе переставали учиться. Нерадостные вести с фронтов, похоронки на родных и близких также накладывали отпечаток на процесс обучения. Часто дети приходили на уроки полуголодными. Случалось, что старшеклассники, юноши 1926-27 г.г. рождения уходили на фронт со школьной скамьи. И все же часть учащихся оканчивали школу и получали аттестаты о среднем образовании. Среди тех, кто окончил школу в победном 1945 году и Читоркина (в замужестве Фалалеева) Таисия Семеновна, отличник народного просвещения, отдавшая педагогической деятельности тридцать четыре года.
После окончания 10 классов она поступила в Барнаульский государственный педагогический институт на физико-математический факультет. Закончив обучение, год трудилась в Залесовской средней школе учителем математики, физики и астрономии. В 1950 году была переведена в Черемушкинскую среднюю школу на ту же должность. С 1956 года по 1959 год работала инспектором Залесовского РОНО, а с 1959 по 1983 годы преподавала математику в Черемушкинской школе. За добросовестный, многолетний труд, плодотворную педагогическую и общественную деятельность, за творческую работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения награждена множеством почетных грамот: районных, краевых, Министерства Просвещения. В 1966 году награждена медалью «За трудовую доблесть», в 1975 году ей присвоено звание «Отличник народного образования», а в 1982 году вручена медаль «Ветеран труда». За годы работы провела около десятка выпусков. Самым памятным для нее стал выпуск 1963 года. Из 25 выпускников этого класса шестнадцать поступили в высшие учебные заведения, став в будущем военными, учителями, врачами, инженерами, специалистами сельского хозяйства. Многие из них достигли больших успехов в своей деятельности. Через каждые пять лет эти выпускники встречались со своей классной руководительницей на протяжении сорока пяти лет, постоянно писали ей письма, присылали поздравления.
Выпуск 1966 года был памятен Таисии Семеновне тем, что две ученицы окончили школу с золотыми медалями. Это Надежда Буянкина (Труфанова) и Светлана Вагина (Гобелкова). 7 февраля нынешнего 2010 года Таисия Семеновна ушла из жизни, не дожив до своего 83 -летая трех месяцев.
В 1949 году учащиеся Черемушкинской школы перешли в новое школьное здание, построенное по типовому проекту. Директором школы на тот период была Босуск Александра Яковлевна. В конце сороковых и в пятидесятых годах прошлого века в школе работали вернувшиеся с Великой Отечественной войны фронтовики - Фомин Василий Федорович, Недосеков Александр Иванович, Суслова (Недосекова) Анастасия Николаевна. В первые послевоенные годы в школу пришли и молодые специалисты, многие из них остались здесь на долгие годы. Это Краевская Елизавета Яковлевна, Герасимова Нина Михайловна, Жигульская Анна Никитична, Бурнина Мария Харитоновна. В 1951 году вместе с мужем Дмитрием Кирилловичем Анисимовым, назначенным директором Черемушкинской школы, сюда пришла Грачева Галина Васильевна - учитель математики, опытный педагог, награжденная в 1949 году медалью «За трудовую доблесть». «Учитель от бога», «эталон учителя» - говорят о ней те, кто у нее учился или работал вместе с ней. Не меньшим уважением пользовался и Дмитрий Кириллович.
В 1957 году после окончания Удмурдского государственного педагогического института учителем иностранного (немецкого) языка начала свою педагогическую деятельность, Отличник народного просвещения, Ветеран труда Анна Павловна Коркина. За 35 лет работы она многократно награждалась различными грамотами.
Традиции старшего поколения поддерживали и развивали учителя, работающие и в более позднее время, среди них Отличники народного образования Красова Татьяна Андреевна и Раиса Фадеевна Чематкина, Ланцова Александра Николаевна, которая в 1974 году была делегатом Второго краевого съезда учителей, мастер производственного обучения Александр Кириллович Ланцов, награжденный памятным знаком ЦК ВЛКСМ за успехи в обучении и воспитании учащихся, Володина Нина Андреевна, Житина Елена Ивановна, Харина Валентина Харитоновна. Много сил, времени и умений отдал школе почетный гражданин с. Черемушкино Фалалеев Анатолий Михайлович, учитель истории, директор школы с 1965 по 1976 г.г. Очевидно, что награды и звания учителя получали за успехи, которые достигали учащиеся школы. С 1966 года трое выпускников окончили школу с золотой медалью. Это уже упомянутые выше Буянкина и Вагина. В 2009 году золотую медаль получает Вальман Елена. 18 выпускников школы за свои успехи получили серебряные медали.
Образование и формы обучения
- очная
Классно-урочная система, теоретически обоснованная Я.А.Коменским, общепризнана во всем мире и лидирует в организации школьного образования на протяжении нескольких веков. Она предполагает постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовки, обучение которых происходит в соответствии с распределенным по годам и урокам учебным материалом по отдельному предмету. Уроки по школьным предметам чередуются в соответствии с расписанием. Достоинством классно-урочной системы является четкая структура, экономичность, возможность организации учебно-воспитательного процесса в постоянном коллективе учащихся.
Программа развития
Программа развития школы на период 2020-2025 годы является организационной основой реализации государственной политики в сфере образования. Программа обеспечивает научнометодическую разработку и апробацию системных изменений в деятельности учреждения, реализует новые подходы к формированию современной модели образования, отвечающей идеям Приоритетного национального проекта «Образование».